АЛЬ-ФАРАБИ Абу-Наср Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан Ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки

Восточный философ арабского халифата

АЛЬ-ФАРАБИ

Родился: 870 г. Умер: 950 г.

ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:

  • Группу людей, следующих одному и тому же мнению и ссы­лающихся на тот же авторитет, ведущий их за собой, с мнением которого они все согласны, можно рассматривать как один разум, а один разум может заблуждаться… Когда же различные умы сойдутся после размышления, самопровер­ки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противополож­ных сторон, то тогда не будет ничего вернее того убежде­ния, к которому они придут.
  • Поскольку мы достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только бла­годаря искусству философии, то из этого необходимо сле­дует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья.

Мысли

Вопрос. О ты, чье имя Абу-Наср аль-Фараби, прославившийся как Второй Учитель после великого и непревзойденного Аристотеля! Ответь кто ты есть — политик или философ? Назвать тебя политиком не повер нётся язык. Ведь ты никогда не восседал на троне, не вел людей за собой в битву во имя бога, не было у тебя ни свиты, ни слуг. И богатства нет и не было; у тебя всего четыре дирхема серебром — вот все твое каждоднев­ное содержание от султана Сайфут-давлы (да продлит бог его дни!). На­верно, больше подобает назвать тебя аскетом — ведь проводишь свои дни в уединении и размышлении, стремишься встречи свои ограничить бе­седами редкими с учениками прилежными. Не назовешь тебя и филосо­фом. Философы мыслят о вечном, мыслью возносясь к сферам небесным, общаясь с существами духовными, ангелоподобными. А ты посбивал себе ноги, по градам блуждая, ища совершенный. И мыслишь о том, как по строить такой, где все обретут своё счастье: и воин, и пахарь, и тот, кто живет ремеслом, и другие — все те, кого видишь на рынке, на улицах, в поле. Не слишком ли низкими занят делами — ты, претендующий зваться философом? Ведь можно оставить все это владыкам, писцам и визирям, немало они написали о том, что зовется «политикой»…
Ответ аль-Фараби. Что скажу тебе, вопрошающий? Поведаю тебе о неком аскете — воздержанном, из людей, известных своим благочестием, праведностью, воздержанностью и набожностью, чем он и прославился среди всех. И стал его преследовать неправедный султан. Захотел он тогда убежать из города. Султан же приказал его разыскать и схватить, где бы он ни находился. И стало ему невозможно выйти ни через какие врата города. Испугался он, что попадет в руки людей султановых. Тогда оделся в одежды, которые надевают придворные, взял в руки тамбур, притворился пьяным и в сумерках подошел к городским воротам, распе­вая и играя на тамбуре. «Кто ты?» — спросил его стражник. А тот ответил ему со смехом: «Я аскет такой-то». Стражник подумал, что он шутит и пропустил его. Так он и спасся, не солгав.
Вот так точно и Платон, великий мудрец, не позволял себе демонстри­ровать знания и раскрывать их всем людям. Он избрал метод символов и загадок, сокрытии, чтобы не достались знания тому, кто их не оценит или использует не по назначению. И делал он правильно. Но известно, и люди узнали, что он этим знаменит то он, быть может, говорил о чем-то прямо и открыто, а те, кто читал его или слушал, считали, что эта речь его — символы, а подразумевает он нечто совсем другое.
Подражание Аристотелю должно быть таким чтобы любовь к нему никогда не доходила до той степени, когда его предпочитают истине, ни таким, когда он становится предметов ненависти, способным вызывать желание опровергнуть его во что бы то ни стало.
Всё, что полезно для достижения счастья и всё, чем оно достигается — добро. А всё, что в какой-то мере препятствует счастью, — это абсолютное зло.
Правитель, наряду с высокими интеллектуальными качествами до­лжен любить правду и ее поборников, искоренять ложь и прибегающих к ней, любить от природы справедливость и ее поборников, ненавидеть не­справедливость и тиранию и тех, от кого они исходят; быть справедли­вым, но не упрямым, не проявлять своенравность и не упорствовать перед лицом справедливости, но быть совершенно неприклонным перед всякой несправедливостью и низостью.
Смышленность — это способность превосходно догадываться о чем-то быстро, без затраты времени или в короткий промежуток времени.
Рассудительность — это то, что простые люди называют умом. Если человеку свойственна эта сила, его называют умным.
    Мудрость — есть знание отдаленных причин, от которых зависит бы­тие остальных существующих вещей и ближайших причин вещей, имею­щих причины.
      Все нравственные качества, как прекрасные, так и безобразные, приобретаются. Когда человек не обладает сложившимся нравом, то, соприкасаясь с хорошим или плохим нравом, он может по своей воле перейти к противоположному нраву.
        Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, так как суровость восстанавливает обучающегося против своего наставника, а пот­ворство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподава­нию и его науке. С его стороны необходимо усердие и настойчивость, ибо они, как говорят, подобны способности воды, капля за каплей пробиваю­щей камень. Очень важно также ограничивать свои занятия одной на­укой, ибо усиленные занятия различными предметами приводят к беспорядку и нарушению системности.
          Хороший нрав и сила ума, оба вместе, являются человеческим досто­инством в том смысле, что добродетель каждой вещи состоит в превосход­стве и совершенстве в ней самой и в её действиях.

            Если философ не находит себе применения, то такой философ беспо­лезен.

            Советую прочитать:  Фридрих Энгельс

              Человек стал человеком благодаря разуму.

                Нет такой величины, которая после деления стала бы чем-то, уже не имеющим частей; тела не состоят из таких частей, у которых не было бы своих частей.
                  Человек не может быть наделенным с самого начала от природы до­бродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачом или писцом.


                    Похожие статьи: