Фридрих Энгельс

Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

Фридрих Энгельс

Родился: 28 ноября 1820 г. Умер: 5 августа 1895 г.

ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:

  • …Каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей и общество вдвойне совершает преступление против личности, когда делает невежество неизбежным следствием бедности.

Мысли

  • Нет большей сволочи, чем порядочные люди.
  • …Филистёры несчастны, но в то же время сверхсчастливы в своей глупости, которую они принимают за высшую мудрость.
  • Воля определяется страстью или размышлением.
  • …Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам необычайно благородными и героическими, но, как правило, приводят к глупостям…
  • …Почётнее одержать победу над храбрым врагом, чем над трусливым…
  • …Трусость отнимает разум…
  • Каждый из нас властолюбив в том смысле, что добивается, чтобы его взгляды стали господствующими.
  • Нельзя уйти от своей судьбы, — другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий.
  • …Тех же результатов можно достигнуть, не нарушая того уважения, с которым должны относиться друг к другу образованные люди.
  • …Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает…
  • Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет своё стремление к счастью.
  • …Если мы хотим чем-то помочь какому-нибудь делу, оно должно сперва стать нашим собственным, эгоистическим делом…
  • Нужда учит молиться и — что гораздо важнее — мыслить и действовать.
  • Когда людей ставят в условия, подобающие только животным, им ничего более не остаётся, как или восстать, или на самом деле превратиться в животных.
  • Если человек наукой и творческим гением подчинил себе силы природы, то они ему мстят, подчиняя его самого, поскольку он пользуется ими, настоящему деспотизму, независимо от какой-либо социальной организации.
  • …Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому. Как человек научался изменять природу.
  • Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода. А в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей.
  • …На каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри её, что всё наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать её законы и правильно их применять.
  • …Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.
  • …Общественный инстинкт был одним из важнейших рычагов развития человека из обезьяны.
  • Животное, в лучшем случае, доходит до собирания, человек же производит; он создаёт такие жизненные средства (в широчайшем смысле этого слова), которые природа без него не произвела бы. Это делает невозможным всякое перенесение, без соответствующих оговорок, законов жизни животных обществ на человеческое общество.
  • …Уже самый факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о том, имеются ли эти свойства в большей или меньшей степени, речь может идти только о различной степени животности или человечности.
  • …Фальшивому другу мы предпочитаем открытого врага…
  • …Мне ненавистно всякое аскетическое уродство, никогда не стану я осуждать грешную любовь, но мне больно, что строгая нравственность грозит исчезнуть, а чувственность пытается возвести себя на пьедестал.
  • И какая скорбь имеет большее право излиться перед лицом прекрасной природы, как не самое благородное, самое возвышенное из всех личных страданий – страданий любви?
  • Каждый муж может найти какие-нибудь недостатки в своей жене и наоборот; это в порядке вещей. Но в результате благонамеренного вмешательства третьих лиц это критическое отношение может перерасти в неприязненное чувство и длительный разлад.
  • Тот факт, что семья в современном обществе разваливается, только доказывает, что связующей нитью её была не семейная любовь, а личная заинтересованность, сохранившаяся несмотря на кажущуюся общность имущества.
  • Но там, где у человека живёт своя собственная реакционная семья, небо кажется ему всегда свинцовым.
  • Мать, у которой нет времени заботиться о своём ребёнке и дарить ему в первые годы жизни самую обыкновенную материнскую ласку, — мать. Которой редко удаётся видеть своего ребёнка. Не может  быть ему матерью, она неизбежно относится к нему равнодушно. Без любви. Без всякой заботливости, как к совершенно чужому ребёнку.
  • Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остаётся таковым только пока любовь продолжает существовать.
  • Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним.
  • Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побеждённые. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещённое, строго наказуемое, но неискоренимое.
  • …Первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским.
  • Если нравственное сознание массы объявляет какой-либо экономический факт несправедливым, как в своё время рабство или барщину, то это есть доказательство того, что этот факт сам пережил себя, что появились другие экономические факты, в силу которых он стал невыносимым и несохранимым.
  • …Люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счёте из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен.
  • …Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счёте продуктом данного экономического положения общества. А так как общество до сих пор двигалось в классовых противоположностях, то мораль всегда была классовой моралью: она или  оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, как только угнетённый класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетённых.
  • …Атеизм, как голое отрицание религии, ссылающийся постоянно на религию, сам по себе без неё ничего не представляет и поэтому сам ещё является религией.
  • Христианство знало только одно равенство для всех людей, а именно – равенство первородного греха, что вполне соответствовало его характеру религии рабов и угнетённых.
  • Либо мы должны поверить в сверхъестественное откровение, либо согласиться, что никакие религиозные догмы не в состоянии спасти гибнущее общество.
  • …Священные цели всегда теснейшим образом срастаются со священными особами, ибо они имеют чисто идеалистический характер и существуют только в голове. Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые, верят в наития, в откровения, в спасителей, в чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или просвещённую, философскую, подобно тому как только от степени их энергии, характера, общественного положения и т.д. зависит, относятся ли они к вере в чудеса пассивно или активно, т.е. являются ли они пастырями-чудотворцами или их паствой, и, далее, преследуют ли они при этом теоретические или практические цели.
  • Как только национальные божества не могут уже более охранять независимость и самостоятельность своей нации, они сами ломают себе шею.
  • …Религия есть акт самоопустошения человека…
  • …Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
  • Религии создаются людьми, которые сами ощущают потребность в ней и понимают религиозные потребности масс…
  • Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения искусства.
  • Для заурядного писателя возможность выражать свои мысли с известным изяществом покупается за счёт кастрации языка.
  • …Даже для большинства вещей, написанных в расчёте на то, что они будут жить вечно, существует определённый период, когда они производят наибольший эффект и наиболее своевременны.
  • …Сколько бы Гамлет ни твердил об энергии, он всегда останется Гамлетом.
  • Разве в жизни глубочайшая трагедия не предстаёт подчас в шутовском наряде? Напомню только о характере, который хотя и выведен, как и подобает ему, в романе, но по трагичности, по-моему, не имеет себе равного, — я имею в виду Дон-Кихота. Что может быть трагичнее человека, который из чистой любви к человечеству, оставаясь непонятым своими современниками, совершает самые комические сумасбродства?
  • …Диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.
  • …В природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий, — те самые законы, которые, проходя красной нитью и через историю развития человеческого мышления, постепенно доходят до сознания мыслящих людей.
  • Люди мыслили диалектически задолго до того, как узнали, что такое диалектика, точно так же, как они говорили прозой задолго до того, как появилось слово «проза».
  • Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию.
  • Требовать от философии разрешения всех противоречий, значит требовать, чтобы один философ сделал такое дело, какое в состоянии выполнить только всё человечество в своём поступательном развитии.
  • Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всём и во всём видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу.
  • То, что отвергает наука… то не должно больше существовать и в жизни.
  • Наука прекращается там, где теряет силу необходимая связь.
  • …В любой научной области – как в области природы, так и в области истории – надо исходить из данных нам фактов…
  • …Равенство между нациями так же необходимо, как равенство между индивидами.
  • Никакая нация не может стать свободной, продолжая в то же время угнетать другие нации.
  • Идеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные движущие силы, которые пробуждают его к деятельности, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом.
  • Все идеи извлечены из опыта, они – отражение действительности, верные или искажённые.
  • Демократия, в конечном счёте, как и всякая другая форма правления, есть, на мой взгляд, противоречие в себе самой, ложь, не что иное, как лицемерие… поэтому демократия, как и всякая другая форма правления, должна в конечном итоге распасться: лицемерие не может быть долговечным, скрытое в нём противоречие неизбежно выступит наружу; либо настоящее рабство, то есть неприкрытый деспотизм, либо действительная свобода и действительное равенство, то есть коммунизм.
  • …Для выработки положения «равенство = справедливость» понадобилась почти вся предшествующая история, и сформулировать его удалось лишь тогда, когда уже существовали буржуазия и пролетариат. Но принцип равенства заключается в том, что не должно существовать никаких привилегий. Следовательно он оказывается по сути дела отрицательным, он объявляет всю предшествующую историю непригодной.
  • Свобода воли означает… не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.
  • …В политике не место поэтическим симпатиям.
  • Экономические факты сильнее политики…
  • …История, пожалуй, самая жестокая из всех богинь, влекущая свою триумфальную колесницу через горы трупов не только во время войны, но и в периоды «мирного2 экономического развития.
  • Идеолог полагает, а купец располагает. Трагическая ирония мировой истории!
  • История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества…
  • …В истории прогресс выступает в виде отрицания существующих порядков…
  • На исторические события не сетуют, — напротив, стараются понять их причины, а вместе с тем и их результаты, которые далеко ещё не исчерпаны.
  • …Историческое развитие, подобно развитию природы, имеет свои собственные, присущие ему законы.
  • …Экономические условия в конечном счёте обусловливают историческое развитие.
Советую прочитать:  Аль-МААРРИ АБУ-ль-АЛЯ


Почитайте ещё: